О КНИГЕ
Авторы тома: С.Ю.Выгодский, С.А.Гонионский, И.М.Горохов, И.Н.Земсков, В.А.Зорин, С.П.Киктев, Л.Н.Кутаков, С.М.Майоров, И.И.Минц, И.Д.Остоя-Овсяный, В.И.Попов, В.М.Хвостов

Издательство политической литературы
Москва 1965

Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ     ОБРАЗОВАНИЕ ОЧАГА ВОЙНЫ В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В БОРЬБЕ ЗА СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  (1933—1935 гг.)

«Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон, — гласила ст. 4, — обязуется не входить ни в какое соглашение политического или экономического порядка и ни в какую комбинацию, направленные против одной из них». Советская дипломатия не случайно добилась включения этой статьи в текст договора. При наличии фашистского режима, установленного в Германии, необходимо было попытаться, хотя бы на время, задержать процесс консолидации реакционных сил в Европе.

Пойдя на заключение пакта, Муссолини рассчитывал поднять международный престиж Италии.

Установление дипломатических отношений между СССР и США

Важным политическим событием явилось установление дипломатических отношений между  СССР и Соединенными Штатами Америки — главной страной капитализма, правящие  круги которой на протяжении длительного   времени   выступали   вдохновителями   «непризнания» Советского Союза. Этот акт, с одной стороны, свидетельствовал о росте влияния СССР на мировой арене, с другой — фиксировал несостоятельность многолетней политики американских официальных, кругов в отношении нашей страны.

Этот шаг в немалой степени был вызван обострением международной обстановки в 30-х годах, когда в результате развития германской и особенно японской агрессин создалась прямая угроза для интересов США. Сыграли свою роль и рост симпатий американской общественности к Советскому государству, усиливавшееся в стране движение с широким участием рабочих, фермеров, интеллигенции в пользу признания СССР.

Значительная часть американских деловых кругов проявляла в условиях затянувшегося экономического кризиса большую заинтересованность в советском рынке. Их соображения были изложены в проекте резолюции, внесенном еще в 1932 г. в комиссию по иностранным делам палаты представителей. «Поскольку Советское правительство,—говорилось в резолюции, — является устойчивым, и поскольку все нации признали и установили дипломатические и торговые отношения с Советским правительством России, и поскольку Советское правительство России неоднократно выражало свое желание установить дружественные отношения с Соединенными Штатами, и поскольку в результате отсутствия дружественных отношений Соединенных Штатов с Советским правительством России граждане Соединенных Штатов отстранены от прибыльного торгового обмена, в котором преуспевают правительства и народы других стран, — будет решено сенатом и палатой представителей просить президента США дать указание государственному секретарю вступить в переговоры с Советским правительством России по вопросу об установлении дружественных, дипломатических и торговых отношений между США и Россией». Эта резолюция не была принята, но сам факт ее обсуждения свидетельствовал о росте тенденции к признанию СССР, прокладывавшей себе путь в ходе острой и напряженной внутриполитической борьбы.

Со своей стороны Советский Союз неизменно выступал за нормализацию отношений с Соединенными Штатами Америки. В октябре 1933 г. состоялся обмен письмами между президентом США Франклином Делано Рузвельтом и Председателем ЦИК СССР М. И. Калининым.

В своем послании от 10 октября 1933 г. Рузвельт выражал сожаление по поводу того, что два великих народа, «между которыми существовала свыше столетия выгодная для обеих сторон счастливая традиция дружбы», не имеют нормальных отношений. Рузвельт предлагал начать советско-американские переговоры. Эта инициатива свидетельствовала о реализм мышления и дальновидности нового американского президента.