О КНИГЕ
Авторы тома: С.Ю.Выгодский, С.А.Гонионский, И.М.Горохов, И.Н.Земсков, В.А.Зорин, С.П.Киктев, Л.Н.Кутаков, С.М.Майоров, И.И.Минц, И.Д.Остоя-Овсяный, В.И.Попов, В.М.Хвостов

Издательство политической литературы
Москва 1965

Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ     ОБРАЗОВАНИЕ ОЧАГА ВОЙНЫ В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В БОРЬБЕ ЗА СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  (1933—1935 гг.)

В ответном письме М. И. Калинин указал, что отсутствие нормальных отношений между США и СССР «неблагоприятно отражается не только на интересах заинтересованных двух государств, но и на общем международном положении, увеличивая элементы беспокойства, усложняя процесс упрочения всеобщего мира и поощряя силы, направленные к нарушению этого мира». М. И. Калинин сообщил, что правительство СССР принимает предложение о начале переговоров и с этой целью направляет в США народного комиссара иностранных дел М. М. Литвинова.

В начале ноября 1933 г. в Вашингтон прибыла советский делегация. Вскоре начались переговоры. Активное участие в них принимал Рузвельт.

В ходе переговоров оба правительства обязались придерживаться принципа невмешательства в дела друг друга, строго воздерживаться от всяких актов, имеющих целью возбуждение или поощрение вооруженной интервенции против другой договаривающейся стороны. Они обязались также не создавать, не субсидировать и не поддерживать военные организации и группы, имеющие целью борьбу против политического и социального строя обоих государств.

Что же касается вопроса о взаимных материальных претензиях обеих сторон, то были выработаны принципы, на которых после восстановления нормальных отношений могло бы состояться соглашение по этому вопросу. Советское правительство, проявляя добрую волю, решило, не дожидаясь урегулирования всей этой проблемы в целом, отказаться от некоторых своих претензий к США, в частности от требования возмещения убытков, причиненных американской интервенцией в Сибири. Основным условием урегулирования вопроса о старых долгах было, с одной стороны, согласие правительства США признать советские контрпретензии и установить некоторую приблизительную сумму, являющуюся разницей между взаимными претензиями, и, с другой стороны, предоставить Советскому правительству на приемлемых условиях заем.

16 ноября 1933 г., в день установления дипломатических отношений между СССР и США, Ф. Рузвельт писал: «Надеюсь, что отношения, ныне установленные между нашими народам п, смогут навсегда оставаться нормальными и дружественными и что наши народы впредь смогут сотрудничать ради своей взаимной пользы и ради сохранения мира во всем мире».

Установление дипломатических отношений с СССР благоприятствовало сохранению мира, но отнюдь не означало готовности американских правящих кругов пойти на широкое экономическое и политическое сотрудничество с социалистической державой в целях обуздания фашистских агрессоров.

Вступление СССР в Лигу наций. Советские предложения по оргпнизации системы коллективной безопасности Европы

Несмотря на всю сложность обстановки в Европе, советская дипломатия, следуя директивам партии, продолжала исходить в своей политике из возможности объединения усилий миролюбивых держав в  борьбев против угрозы фашистской агрессии. Советское правительство настойчиво искало средства обеспечения коллективной безопасности.