ГЛАВА ДВАДЦАТЬ
ТРЕТЬЯ ОБРАЗОВАНИЕ ОЧАГА ВОЙНЫ В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В
БОРЬБЕ ЗА СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (1933—1935 гг.)
Далее в соглашении
отмечалось, что эти обязательства будут действительны на весь период текущей
дипломата юской акции или всяких других последующих акций, которые, исходя из
той же общей концепции и из той же цели, могли бы ее заменить. Оба
правительства обязались не отказываться от зтмх акций иначе как по обоюдному
соглашению.
Подобная гарантия
преемственности и действенности франко-советского дипломатического
сотрудничества должна была содействовать успеху международных переговоров и «способствовать
усилению духа взаимного доверия в отношениях между правительствами обеих
стран».
Основной смысл
советской инициативы сводился к тому, чтобы затруднить вовлечение Франции в
переговоры о каких бы то ни было соглашениях, способных ослабить значение
Восточного пакта или противодействовать ему.
11 декабря 1934 г. Чехословакия присоединилась к франко-советскому соглашению. Тем самым советской дипломатии
удалось не только расстроить заключение агрессивного пакта между
Францией, Германией и Польшей, но и сделать важный шаг вперед в деле
безопасности Европы. Стала более реальной перспектива успешного исхеда
переговоров о заключении франко-советского договора о взаимной помощи.
Советская дипломатия
стремилась к тому, чтобы обеспечить полную взаимность обязательств; придать
пакту такую форму, которая исключала бы возможность всякого извращенного
толкования его существа; заранее установить одинаковое понимание обеими
сторонами пределов обязательств, которые они принимают на себя. Особое внимание
было уделено вопросу о характере и эффективности взаимной помощи между
участниками пакта, исходя из того, что в условиях усиления агрессивных устремлений
фашистских государств только соглашения, основанные на военной поддержке, в
состоянии обеспечить мир и всеобщую безопасность.
Решая эти задачи,
советскому полпреду в Париже В. П. Потемкину и другим советским дипломатам
пришлось преодолеть значительные трудности. Лаваль, ведя переговоры о
заключении пакта, всячески стремился устранить принцип автоматизма взаимной
помощи в случае агрессии. Лаваль добивался подчинения решения вопроса о помощи
жертве агрессии сложной и запутанной процедуре Лиги наций. Однако ему не
удалось навязать свою точку зрения.
2 мая 1935 г. в Париже был подписан договор о взаимопомощи между Францией и СССР. Договор состоял из пяти
статей, а также протокола.
Ст, 1 договора гласила:
«В случае, если СССР или Франция яьплась бы предметом угрозы или опасности
нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и
соответственно СССР обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в
целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи 10 Устава Лиги наций». В
развитие этого обязательства ст. 3 подчеркивала, что в том случае, если СССР
или Франция, «несмотря на искренние мирные намерения обеих стран», явятся
«предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского
государства», они обязуются «оказать друг другу немедленно помощь и поддержку,
действуя применительно к статье 16 Устава».
|