О КНИГЕ
Авторы тома: С.Ю.Выгодский, С.А.Гонионский, И.М.Горохов, И.Н.Земсков, В.А.Зорин, С.П.Киктев, Л.Н.Кутаков, С.М.Майоров, И.И.Минц, И.Д.Остоя-Овсяный, В.И.Попов, В.М.Хвостов

Издательство политической литературы
Москва 1965

Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ     ОБРАЗОВАНИЕ ОЧАГА ВОЙНЫ В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В БОРЬБЕ ЗА СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  (1933—1935 гг.)

Далее в соглашении отмечалось, что эти обязательства будут действительны на весь период текущей дипломата юской акции или всяких других последующих акций, которые, исходя из той же общей концепции и из той же цели, могли бы ее заменить. Оба правительства обязались не отказываться от зтмх акций иначе как по обоюдному соглашению.

Подобная гарантия преемственности и действенности франко-советского дипломатического сотрудничества должна была содействовать успеху международных переговоров и «способствовать усилению духа взаимного доверия в отношениях между правительствами обеих стран».

Основной смысл советской инициативы сводился к тому, чтобы затруднить вовлечение Франции в переговоры о каких бы то ни было соглашениях, способных ослабить значение Восточного пакта или противодействовать ему.

11 декабря 1934 г. Чехословакия присоединилась к франко-советскому соглашению. Тем самым советской дипломатии удалось не только расстроить заключение агрессивного пакта между Францией, Германией и Польшей, но и сделать важный шаг вперед в деле безопасности Европы. Стала более реальной перспектива успешного исхеда переговоров о заключении франко-советского договора о взаимной помощи.

Советская дипломатия стремилась к тому, чтобы обеспечить полную взаимность обязательств; придать пакту такую форму, которая исключала бы возможность всякого извращенного толкования его существа; заранее установить одинаковое понимание обеими сторонами пределов обязательств, которые они принимают на себя. Особое внимание было уделено вопросу о характере и эффективности взаимной помощи между участниками пакта, исходя из того, что в условиях усиления агрессивных устремлений фашистских государств только соглашения, основанные на военной поддержке, в состоянии обеспечить мир и всеобщую безопасность.

Решая эти задачи, советскому полпреду в Париже В. П. Потемкину и другим советским дипломатам пришлось преодолеть значительные трудности. Лаваль, ведя переговоры о заключении пакта, всячески стремился устранить принцип автоматизма взаимной помощи в случае агрессии. Лаваль добивался подчинения решения вопроса о помощи жертве агрессии сложной и запутанной процедуре Лиги наций. Однако ему не удалось навязать свою точку зрения.

2 мая 1935 г. в Париже был подписан договор о взаимопомощи между Францией и СССР. Договор состоял из пяти статей, а также протокола.

Ст, 1 договора гласила: «В случае, если СССР или Франция яьплась бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и соответственно СССР обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи 10 Устава Лиги наций». В развитие этого обязательства ст. 3 подчеркивала, что в том случае, если СССР или Франция, «несмотря на искренние мирные намерения обеих стран», явятся «предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства», они обязуются «оказать друг другу немедленно помощь и поддержку, действуя применительно к статье 16 Устава».