ГЛАВА ДВАДЦАТЬ
ЧЕТВЕРТАЯ АГРЕССИЯ ГЕРМАНСКОГО И ИТАЛЬЯНСКОГО ФАШИЗМА И БОРЬБА СССР ЗА ЕЕ
ПРЕСЕЧЕНИЕ (1935—1937 гг.)
Запрещалась перевозка военных грузов на американских судах во
время войны. Американским гражданам не разрешалось совершать путешествия на
кораблях воюющих стран. Однако, исходя из доктрины Монро, конгресс США постановил,
что «закон о нейтралитете» не применяется к американским государствам в случае
их войны с неамериканскими державами.
Но и новый закон не
устанавливал эмбарго на вывоз в воюющие державы стратегических материалов.
Нельзя не согласиться с признанием Самнера Уэллеса, который писал, что к итало-эфиопской
войне роль Соединенных Штатов Амерпзпг мало чем отличалась от той роли, которую
играли Англия и Франция. Государственный секретарь США К. Хэлл впоследствии
признавал, что, «если бы были применены тотальные санкции, Муссолини был бы
тотчас остановлен».
«Законы о
нейтралитете», принятые в США, содействовали развитию агрессии фашистских
государств. Не кто иной, как Гитлер, со всей откровенностью признавал, что
«Америка для нас не опасна, так как ею приняты законы о нейтралитете». Агрессия
фашистской Италии против Эфиопии явилась вызовом мировому общественному мнению.
Во многих странах нарастало мощное движение против провокаторов войны. Лига
наций оказалась вынужденной учесть эти настроения. 7 октября 1935 г. Совет Лиги признал Италию агрессором.
В связи с этим решением
члены Лиги в соответствии со ст. 16 Устава обязаны были применить против Италии
санки >ш. Состоявшаяся вскоре сессия Ассамблеи Лиги приняла решение о
создании координационного комитета, которому поручено было разработать санкции
против агрессора. В свою очередь, координационный комитет образовал «комитет
18-ти», который рекомендовал членам Лиги осуществить следующие действия: 1.
Наложить эмбарго на экспорт оружия в Италию; 2. Не предоставлять Италии займов и
кредитов; 3. Прекратить импорт итальянских товаров; 4. Наложить эмбарго на
некоторые виды экспорта в Италию; 5. Оказывать поддержку друг другу в
применении санкций.
Серьезным недостатком
системы санкций, намеченной Лигой наций, было отсутствие требований о
применении по отношению к Италии ограничений военного характера. Экономические
санкции также являлись недостаточными, так как не касались наиболее важных для
Италии видов военно-стратегпче-ского сырья.
Когда Лига оказалась
вынужденной приступить к обсуждению вопроса о применении против Италии запрета
на ввоз нефти, в Лондоне и Париже забеспокоились. Это беспокойство было вызвано
прежде всего тем, что в декабре 1935 г. 10 государств — членов Лиги наций дали
согласие не вывозить нефть в Италию. В числе этих государств были СССР,
Румыния, Ирак п Голландия, на долю которых приходилось 74,5% итальянского
импорта нефти. Покровители агрессора бросились на помощь. Английские и
французские представители в Лиге наций приняли все меры к тому, чтобы затянуть
обсуждение вопроса о «нефтяных санкциях» против Италии.
Тем временем 9 декабря 1935 г. в Париже было подписано секретное соглашение между премьером Франции Пьером Ла-иалом и
английским министром иностранных дел Самуэлем Хором. В разработанном ими
проекте «мирного урегулирования» негусу предлагалось «уступить» Италии всю
провинцию Огаден, восточную часть провинций Тигре и Харар. В обмен Эфиопии
предлагалось получить от Италии узкую полосу территории Южной Эритреи с выходом
к морю в Ассабе. Так как за Францией сохранялись монопольные права на железную
дорогу Джибути — Аддис-Абеба, то эта полоса, по выражению газеты «Тайме», была
бы просто «коридором для верблюдов». В дополнение к этому Эфиопия должна была
принять к себе на службу итальянских советников и предоставить Италии
исключительные экономические привилегии. Это был шаг на пути к ликвидации
независимости Эфиопии.
|