ГЛАВА ДВАДЦАТЬ
ПЯТАЯ США И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В 30-е ГОДЫ. ПОЛИТИКА «ДОБРОГО СОСЕДА»
В ходе мировой войны, тучи которой все больше сгущались над миром,
США рассчитывали коренным образом изменить соотношение сил в Латинской Америке,
укрепить и усилить там свое господство.
Фашистские государства
готовили агрессию, чтобы переделить игр, захватить колонии и рынки силой
оружия. Американские монополии вынашивали план установления мировой гегемонии
другими средствауи. Придерживаясь политики «нейтралитета», США исходили из
того, что англо-французской дипломатии с помощью США удастся натраштть
гитлеровскую Германию на Советский Союз и в результате ослабления или краха
двух крупнейших государств США в нужный момент смогут выступить на мировой
арене в качестве арбитра.
С другой стороны,
правящие круги США сознавали, что развязывание войны в Европе, отвлечение сил
западноевропейских конкурентов, использование угрозы германского вторжения в
Америку могут обличить дело монопольного господства Соединенных Штатов в
Западном полушарии, организации военно-политического союза в этом районе под
эгидой Вашингтона. Стремление безраздельно хозяйничать в Латинской Америке было
одним из основных факторов, определявших вкешиою политику США перед второй
мировой войной.
Борьба за рынки сбыта и
сырья, за вывоз капитала в Латинскую Америку все усиливалась. Новым моментом в
этой борьбе явилось активное наступление на латиноамериканские рынки германских
и японских монополий. Уже в 1934 г. Германия заключает торговые соглашение с
Аргентиной, Бразилией, Чили. В 1935 г. Шахт разработал план торговли с
Латинской Америкой в крупных масштабах. Важнейшим орудием Германии в борьбе за
рынки Южной Америки были клиринговые соглашения. За товары, купленные у
латиноамериканских стран, Берлин платит не валютой, имевшей международное
хождение, а особыми марками, на которые эти страны могли купить товары только у
Германии. Таким образом, правящие круги Германии рассчитывали втянуть в орбиту своего
экономического влияния латиноамериканские страны, так же как они это сделали с
балканскими странами.
В 1938 г. экспорт из Германии в Гватемалу и Сальвадор возрос по сравнению с 1937 г. в 2 раза. В 1939 г. четверть всего импорта Чили, Бразилии, Перу, Эквадора, Никарагуа и
Коста-Рики поступала из Германии. В Чили, например, Германия продавала товаров
в 2 раза больше, чем Англия, и столько же, сколько США. К 1939 г. Бразилия закупала в Германии свыше 25% всего импорта, а в США — 23 %;
Используя возросшее
экономическое влияние в этом районе Западного полушария, германские
империалисты быстро расширяли свои позиции в Латинской Америке. Особенно
сильным было их влияние в Бразилии, Аргентине, Колумбии, Уругвае, Чили,
Гватемале, Коста-Рике.
На протяжении многих
лет гитлеровская агентура в лице дипломатов, например германского посланника в
Мексике Колленберга, создавала в Латинской Америке свои опорные пункты.
Дипломатические представители Берлина не гнушались никакими средствами. Так,
расследование подготовки фашистского путча в Уругвае, проведенное в 1940 г. правительственной комиссией, установило, что путчисты располагали складом оружия, готовили
диверсионные акты, организовали ударные отряды с целью создания германских
«протекторатов» в Уругвае, а затем и в Чили, Аргентине, Боливии.
Другим проводником
германской политики в Латинской Америке была многочисленная «пятая колонна», в
которую входили немцы, специально засланные гитлеровской разведкой в Западное
полушарие. Особенно много немцев проживало в Бразилии и Аргентине.
|