О КНИГЕ
Авторы тома: С.Ю.Выгодский, С.А.Гонионский, И.М.Горохов, И.Н.Земсков, В.А.Зорин, С.П.Киктев, Л.Н.Кутаков, С.М.Майоров, И.И.Минц, И.Д.Остоя-Овсяный, В.И.Попов, В.М.Хвостов

Издательство политической литературы
Москва 1965

Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ     США И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В 30-е ГОДЫ. ПОЛИТИКА «ДОБРОГО СОСЕДА»

В ходе мировой войны, тучи которой все больше сгущались над миром, США рассчитывали коренным образом изменить соотношение сил в Латинской Америке, укрепить и усилить там свое господство.

Фашистские государства готовили агрессию, чтобы переделить игр, захватить колонии и рынки силой оружия. Американские монополии вынашивали план установления мировой гегемонии другими средствауи. Придерживаясь политики «нейтралитета», США исходили из того, что англо-французской дипломатии с помощью США удастся натраштть гитлеровскую Германию на Советский Союз и в результате ослабления или краха двух крупнейших государств США в нужный момент смогут выступить на мировой арене в качестве арбитра.

С другой стороны, правящие круги США сознавали, что развязывание войны в Европе, отвлечение сил западноевропейских конкурентов, использование угрозы германского вторжения в Америку могут обличить дело монопольного господства Соединенных Штатов в Западном полушарии, организации военно-политического союза в этом районе под эгидой Вашингтона. Стремление безраздельно хозяйничать в Латинской Америке было одним из основных факторов, определявших вкешиою политику США перед второй мировой войной.

Борьба за рынки сбыта и сырья, за вывоз капитала в Латинскую Америку все усиливалась. Новым моментом в этой борьбе явилось активное наступление на латиноамериканские рынки германских и японских монополий. Уже в 1934 г. Германия заключает торговые соглашение с Аргентиной, Бразилией, Чили. В 1935 г. Шахт разработал план торговли с Латинской Америкой в крупных масштабах. Важнейшим орудием Германии в борьбе за рынки Южной Америки были клиринговые соглашения. За товары, купленные у латиноамериканских стран, Берлин платит не валютой, имевшей международное хождение, а особыми марками, на которые эти страны могли купить товары только у Германии. Таким образом, правящие круги Германии рассчитывали втянуть в орбиту своего экономического влияния латиноамериканские страны, так же как они это сделали с балканскими странами.

В 1938 г. экспорт из Германии в Гватемалу и Сальвадор возрос по сравнению с 1937 г. в 2 раза. В 1939 г. четверть всего импорта Чили, Бразилии, Перу, Эквадора, Никарагуа и Коста-Рики поступала из Германии. В Чили, например, Германия продавала товаров в 2 раза больше, чем Англия, и столько же, сколько США. К 1939 г. Бразилия закупала в Германии свыше 25% всего импорта, а в США — 23 %;

Используя возросшее экономическое влияние в этом районе Западного полушария, германские империалисты быстро расширяли свои позиции в Латинской Америке. Особенно сильным было их влияние в Бразилии, Аргентине, Колумбии, Уругвае, Чили, Гватемале, Коста-Рике.

На протяжении многих лет гитлеровская агентура в лице дипломатов, например германского посланника в Мексике Колленберга, создавала в Латинской Америке свои опорные пункты. Дипломатические представители Берлина не гнушались никакими средствами. Так, расследование подготовки фашистского путча в Уругвае, проведенное в 1940 г. правительственной комиссией, установило, что путчисты располагали складом оружия, готовили диверсионные акты, организовали ударные отряды с целью создания германских «протекторатов» в Уругвае, а затем и в Чили, Аргентине, Боливии.

Другим проводником германской политики в Латинской Америке была многочисленная «пятая колонна», в которую входили немцы, специально засланные гитлеровской разведкой в Западное полушарие. Особенно много немцев проживало в Бразилии и Аргентине.