О КНИГЕ
Авторы тома: С.Ю.Выгодский, С.А.Гонионский, И.М.Горохов, И.Н.Земсков, В.А.Зорин, С.П.Киктев, Л.Н.Кутаков, С.М.Майоров, И.И.Минц, И.Д.Остоя-Овсяный, В.И.Попов, В.М.Хвостов

Издательство политической литературы
Москва 1965

Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ     МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929—1933 гг. И  ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОБОСТРЕНИЕ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Это предложение было поддержано прогрессивной мировой общественностью, встревоженной обострением торговой, валютной и таможенной войны между главными капиталистическими державами.

5 ноября 1931 г. специальный комитет одобрил советский проект резолюции,    констатировавший    «возможность   мирного   сосуществования государств, имеющих различную экономическую и социальную структуру». Резолюция говорила о том, что государства в своих экономических отношениях должны исходить лишь из потребностей хозяйственной жизни и не принимать в расчет соображения, вытекающие исключительно из различий политических и социальных систем.

Одобрение советской резолюции, составленной в духе ленинского принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем, свидетельствовало о росте международного авторитета СССР и провале антисоветских планов французской дипломатии.

Борьба империалистов за господство на море

Глубокие противоречия империалистов в борьбе за господство на морях дали себя знать на Лондонской морской конференции в январе — апреле 1930 г. Главными участниками ее были Англия, США, Япония, Франция и Италия. Наиболее острая борьба разыгралась между Италией ж Францией. Итальянский делегат настаивал, чтобы флот его страны по всем категориям судов не уступал французскому. Но Бриан не хотел об этом и слышать. Равенство флотов с Италией дало бы последней огромное преимущество: Франция считала необходимым держать флот по меньшей мере в двух морях (Северном и Средиземном), тогда как у Италии не было такой необходимости.

Французская дипломатия обусловливала свое согласие на сокращение программы военно-морского строительства получением дополнительных гарантий безопасности в форме, например, заключения средиземноморского пакта о ненападении и взаимной гарантии, в которой приняла бы участие и Англия. Глава британской делегации Макдональд отверг французский проект. Не захотели взять каких-либо обязательств в отношении гарантий и США. Этого только и нужно было французам. Адмирал Дарлан сказал американскому журналисту: «Мы совсем пе склонны к самоубийству». Соглашения между Италией и Францией так и не было достигнуто. Ссылаясь на это, Франция и Италия не взяли на себя новых обязательств в  отношении ограничения своего  военно-морского строительства.   Военщина   ликовала.   Французский   адмирал  Виодет  в кругу своей делегации с восторгом говорил:  «Сегодня нет никаких потерь! Французский флот вышел невредимым из крупнейшего в современной истории морского сражения. Ура адмиралу Бриану!..»

Острый конфликт возник из-за позиции Японии. Японская делегация настаивала на предоставлении права иметь такое количество тяжелых крейсеров и вспомогательных судов, тоннаж которых составил бы 70% тоннажа судов таких же типов в США. Кроме того, она требовала установить тоннаж японского подводного флота в 78 тыс. т. Американцы не соглашались, конференции опять грозил срыв.

Начались закулисные переговоры между японским представителей Мацудайра и американским делегатом Ридом. Япония вынуждена бьго отказаться от части своих требований. Мацудайра согласился с тех, чтобы Япония имела по отношению к США 60% тяжелых крейсеров, 70% легких крейсеров и эсминцев и одинаковое количество подводных лодок (водоизмещением в 52,7 тыс. т).