ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929—1933 гг. И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОБОСТРЕНИЕ
ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
10 июля 1929 г. китайские власти захватили телеграф КВЖД, закрыли советские хозяйственные учреждения,
заменили рабочих и служащих дороги белогвардейцами, осуществили массовые аресты
советских железнодорожников и т. д. К границе были подтянуты войска Чжан
Сюэ-ляна и отряды, белогвардейцев. Правительство СССР 13 июля заявило решительный
протест. Но поводу этих провокационных действий, потребовало освобождения арестованных
граждан и отмены всех незаконных распоряжений китайских властей. Желая мирно
урегулировать конфликт, Советское правительство было готово вступить в
переговоры по всему комплексу вопросов о КВЖД.
Поощряемые западными
державами, гоминдановцы не приняли советских предложений. Советское
правительство 17 июля отозвало из Китая своих дипломатических, консульских и
торговых работников и прервало железнодорожную связь между двумя странами. Была
усилена охрана советских границ.
Империалисты решили
вмешаться в советско-китайский конфликт. Государственный секретарь США Стимсон,
ссылаясь на пакт Келлога, заявил о необходимости третейского разбирательства.
Французский министр иностранных дел Бриан 19 июля предложил советскому полпреду
в Париже посредничество для урегулирования конфликта. 21 июля с таким же
предложением к заместителю наркома иностранных дел обратился французский посол
в Москве Эрбетт. Советское правительство не поддержало акцию французской
дипломатии ввиду отказа гоминдановцев восстановить нарушенную ими нормальную
правовую базу отношений с СССР. 22 июля в этом духе и был дан ответ Эрбетту.
Американские правящие
круги попытались использовать советско-китайский конфликт для осуществления
своих давних планов по установлению контроля над КВЖД. 25 июля 1929 г. Стимсон пригласил к себе послов Англии, Франции, Италии, Японии, Германии и предложил им
создать нейтральную комиссию, которая бы взяла на себя управление дорогой. Правительства
Англии, Италии и Франции поддержали план Стимсона.
Иную позицию заняли
Япония и Германия. Японские правители не хотели усиления влияния США на
северо-востоке Китая. Переход КВЖД под контроль союзной комиссии в условиях
гоминдановского режима чрезвычайно усилил бы позиции американских монополий.
Японский посол заявил Стимсону, что он не верит в то, что Советское
правительство хочет вернуть КВЖД с помощью силы. Не поддержала американское предложение
и Германия, считавшая нежелательным ухудшение своих отношений с СССР. В
условиях экономического кризиса германская экономика остро нуждалась в торговле
с СССР.
Так попытка
американской дипломатии сколотить единый антисоветский фронт капиталистических
держав закончилась неудачей. Разрыв отношений между СССР и Китаем, развал
хозяйства на КВЖД в результате действий военщины нанесли большой ущерб
китайской торговле. Коммерсанты начали требовать от китайского правительства
восстановления прежнего положения. 22 июля уполномоченный МИД Китая Цай Юнь-шэн
посетил советского генконсула в Харбине и предложил ему начать
переговоры об урегулировании конфликта.
25 июля Советское
правительство заявило о своем согласии начать переговоры. При этом оно
настаивало на освобождении арестованных советских граждан и признании
китайскими властями необходимости восстановления положения на дороге в
соответствии с соглашением 1924 г.
|