О КНИГЕ
Авторы тома: С.Ю.Выгодский, С.А.Гонионский, И.М.Горохов, И.Н.Земсков, В.А.Зорин, С.П.Киктев, Л.Н.Кутаков, С.М.Майоров, И.И.Минц, И.Д.Остоя-Овсяный, В.И.Попов, В.М.Хвостов

Издательство политической литературы
Москва 1965

Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ     ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЧАГА ВОЙНЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (1931—1933 гг.)

5 ноября китайское правительство уведомило председателя Совета Лиги наций французского министра иностранных дел Бриана о том, что японцы приближаются к Цзиньчжоу и что с целью избежать военного столкновения гоминдановские власти согласны на создание в этом районе нейтральной зоаы и на отход китайских войск к Шаньхайгуаню, т. е. к Великой китайской стене. Китайское правительство соглашалось на то, чтобы эта зона была временно занята войсками Англии, Франции, Италии и других государств под наблюдением Лиги наций.

Бриан уведомил китайского и японского представителей о том, что Совет Лиги считает целесообразным направить в район Цзиньчжоу представителей держав — членов Совсса длп выяснения на месте сложившейся обстановки. Япония заявила, что она предпочитает вести непосредственные переговоры с китайским правительством. Вместе с тем японское правительство  соглашалось  на  создание  нейтральной  зоны,   обещая  не занимать этот район «до тех пор, пока японским войскам или японским   подданным   не   будет угрожать опасность...». Это было, по существу, издевательство над Лигой наций,  однако члены Совета Лиги принялись убеждать китайскую делегацию согласиться па эвакуацию собственной территории.

16 ноября в третий раз Совет Лиги начал обсуждать мань чжурский вопрос.

Гоминдановская дипломатия уже имела все основания счи тать, что Лига наций неспособна  остановить агрессию. Дело заключалось не только в недостатках Устава, но и в прямом нежелании английского и французского правительств противо действовать японским захватчикам.

Однако  правительство   Чан   Кай-ши   скорее   для  успокоения китайского народа,  нежели  для  получения  эффективной поддержки, потребовало применения к Японии ст. 16 Устава, предусматривавшей возможность экономических санкций.  Эффективность санкций в значительной мере зависела от позиции США: на долю США падало около одной трети японской внешней торговли. В заседаниях Совета Лиги принял участие аме риканский   представитель — посол   в   Англии    Чарлз    Дауэс. Вместо поддержки просьбы Китая  он стал оказывать давление на китайского представителя, с тем чтобы последний снял свое предложение о санкциях. Дауэс имел твердые инструкции президента  Гувера,  который  впоследствии  писал:   «Я  все время сопротивлялся применению каких-либо санкций; я считал возможным лишь обращаться к общественному мнению».

В конце концов решение о применении ст. 16 не было одобрено: ни одно государство не настояло на принятии реальных мор пресечения агрессии. Почти месяц шла дискуссия в Совете. В нтоге 10 декабря была принята резолюция о создании «комитета пяти» для изучения обстановки на месте. В комиссию, возглавляемую англичанином лордом Литтоном, бывшим вице-королем  Индии,  вошли  главным  образом  представители колониальной  администрации:   американец — генерал  Маккэй, француз — генерал    Клодель,    немец — д-р    Шнее   и   итальянец — Альдрованди-Марескотти, бывший посол в Берлине.

Решение о создании комиссии было принято по предложе нию  японского  представителя.   «Изучение»   комиссией  обста новки давало   Японии дополнительное время для завершения намеченных военных операций.

Дальнейшее развитие японской агрессии